Коррекция визуально-моторной координации
Зрительно-моторная координация — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Глаз видит – рука выполняет – такое единство и тесное взаимодействие двух органов для большинства из нас является естественным. Но многие люди с ментальными нарушениями сталкиваются с проблемами визуально-моторной координации, что приводит к определенным трудностям.
Исследования отечественных физиологов отмечают тесную связь развития моторики рук с интеллектуальным развитием человека. Обследования специалистами зрительно-двигательной сферы инвалидов с ментальными нарушениями выявили следующие проявления:
- мышечная напряженность;
- нарушение общей, мелкой моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
- замедленность в освоении новых движений.
Развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление; хорошее развитие функций обеих рук и активизация речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, так как речь очень тесно связана и с мышлением. Но даже у взрослых инвалидов с ментальными нарушениями занятия на развитие визуально-моторной координации позволяют замедлить угасание этой функции.
Для укрепления работы мышц глаз и руки специалисты рекомендуют использовать пальчиковую гимнастику; графо-моторные упражнения (обводка по контуру, штриховка, использование трафаретов, соединение по точкам); рисование округлой формы предмета, замыкая ее в круг или овал; различные мозаики; нанизывание бус, пуговиц; шнуровки; задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, молний, застежек; работу с природным материалом (рисом, фасолью, горохом, разноцветными камушками); пазлы, разные по величине и количеству.
Но не каждый человек с ментальными нарушениями может справиться с такой деятельностью, особенно если речь идет о взрослых людях с устойчивыми патологиями. Кроме того, если не достигнут конечный результат, интерес к тому или иному занятию ослабевает и может угаснуть совсем. И тогда на помощь приходят другие упражнения.
С проживающими АНО «Патронаж и забота» психологом проводятся индивидуальные занятия по развитию зрительно-моторной координации с использованием прищепок, карточек-обводилок, шнуровок. Такие упражнения нравятся получателям социальных услуг, радуют их результатом, которого они достигают, выполняя несложные, но эффективные задания.