Коррекционный потенциал досок Сегена в работе с людьми с ментальными нарушениями
Социально-психологическая реабилитация людей с ментальными нарушениями – процесс сложный и многогранный. Решающим фактором является основное заболевание, которое накладывает серьезный отпечаток на личность человека и должно обязательно учитываться при выстраивании индивидуального маршрута реабилитации.
У людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью уже с детства отмечается несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Даже становясь взрослыми, многие из них не могут выполнять целенаправленные и четко скоординированные действия руками, испытывают затруднения при выполнении действий руками, отмечается недостаточность мышечной силы или неправильное ее распределение. Такие двигательные нарушения у этой категории людей с инвалидностью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики проявляется в недостаточности точных и тонких движений, в беспорядочности, нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Помимо этого, отмечаются трудности в визуально-моторной координации, в классификации предметов, в их дифференциации.
Для коррекции подобных трудностей у людей с ментальными нарушениями можно использовать доски (досочки) Сегена. Досочки Сегена - одна из разновидностей развивающих игр. Представляют собой деревянный конструктор. Свое название развивашка получила в честь изобретателя Эдуарда Сегена - известного французского врача, основоположника современной олигофренопедагогики. Переехав в США, Сеген открыл собственную школу для детей с умственной отсталостью. В процессе многочисленных опытов, он доказал, что специальные упражнения и тренировки помогают детям, страдающим слабоумием, адаптироваться в обществе и освоить такие навыки, как чтение, письмо, счет и т.д. Методики Сегена применимы не только к детям, но и к взрослым людям с ментальными нарушениями.
Доска Сегена представляет собой табличку, традиционно изготавливаемую из дерева или фанеры. На поверхности таблички имеются выемки различной формы. К ним прилагаются фигурки, окрашенные в яркие цвета и повторяющие форму выемок. Перед человеком ставится задача соотнести фигурки с выемками и правильно расположить их на доске. Таким образом, у человека с ОВЗ развивается логическое мышление, он учится воспринимать цвета и формы. Сейчас появились досочки Сегена не только с обычными геометрическими формами, но и с различными предметами. Такие пособия не только развивают зрительное восприятие, тактильные функции, логическое и пространственное мышление, сенсорные эталоны, но и помогают группировать предметы, классифицировать их.
Проживающие АНО «Патронаж и забота» с большим удовольствием занимаются с досоками Сегена: яркие пособия привлекают внимание, разные по тематике фигурок комплекты (животные, фрукты и овощи, одежда и обувь) помогают закреплять названия, группировать и классифицировать. Различные контуры вкладышей включают механизмы соотнесения и зрительно-двигательной координации. Многим очень трудно правильно совместить вкладыш и выемку в доске: пытаются вдавить его путем сильного нажатия, не ищут полного совпадения внешнего и внутреннего контуров.
В процессе регулярных занятий активизируются мышление, воображение, восприятие и память. Доски Сегена оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики, координации движений, позволяют сконцентрировать внимание, формируют усидчивость. К сожалению, у взрослых людей с ментальными нарушениями эта динамика часто бывает очень кратковременной, поэтому коррекционная работа должна быть планомерной и регулярной. Но даже если и она не дает пролонгированной положительной динамики, то работать надо хотя бы для того, чтобы человек получил качественный результат своей деятельности здесь и сейчас: «У тебя все получилось – ты молодец. А завтра мы еще позанимаемся, и опять у тебя все получится, и ты снова будешь молодец». Позитивный контакт, поддержка и одобрение – вот главные стимулы успешной реабилитации. А результатом станет желание, стремление человека к деятельности.