Сказкотерапия в социально-психологической реабилитации людей с ментальными нарушениями
Все знают, что сказка несёт в себе общечеловеческие ценности: добро, любовь, терпимость, милосердие, уважение. Поэтому, психологи на своих занятиях часто используют такую технологию социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами как сказкотерапия. Кроме того, она практически не имеет ограничений в возрасте, интеллектуальном и психофизическом развитии.
- Воздействие сказки на человека изучали многие ученые. А.В. Гнездилов называет следующие функции психотерапевтической сказки:
- сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией;
- сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;
- сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
- сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним;
- сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается, и энергия направляется на размышление;
- сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
- сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы.
Сказкотерапия — это уникальный метод, который активно используется психологом АНО «Патронаж и забота» для социальной и психологической реабилитации людей с ментальными нарушениями. Этот подход основан на использовании художественной литературы, в частности, сказок, как средства для достижения психологического благополучия и социальной адаптации.
В каждом человеке живёт уникальная сказка, отображающая его неповторимый мир – узор судьбы, узор, в котором зашифрована индивидуальная жизненная программа человека. И использование сказкотерапии помогает людям выразить свои чувства и переживания. Через идентификацию с героями сказок, особенно с теми, кто преодолевает трудности, человек может осознать свои собственные эмоции и начать процесс их проработки.
Работа со сказками способствует улучшению социальных навыков. Обсуждение персонажей и их действий помогает участникам лучше понять социальные нормы и правила взаимодействия, закрепить социально одобряемые схемы и модели поведения, освоить новые навыки решения проблем или общения. Сказки часто содержат элементы, которые учат практике принятия решений и критического мышления.
Погружение в мир сказок позволяет временно уйти от реальности и смягчить тревожные мысли. Это создает безопасное пространство для самовыражения и экспериментов. Одним их креативных опытов является создание собственных сказок или переработка известных историй: такой метод развивает творческое мышление и воображение.
Участие в сказкотерапевтических группах повышает самооценку и уверенность в своих силах. Когда люди делятся своими историями и получают поддержку от других участников, это способствует формированию позитивного отношения к себе. Через анализ сюжетов и символики сказок участники могут лучше понять себя, свои желания и мечты. Это способствует личностному росту и повышению качества жизни.
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с проживающими АНО «Патронаж и забота» на новом уровне стало возможным благодаря замечательному проекту «Сказки для жизни». Авторы Платон и Маргарита Мерсияновы в формате подкастов размещают профессионально записанные аудиофайлы с психотерапевтическими сказками. Качественные записи удобно использовать в работе, это существенно снижает временные затраты на поиск материалов для занятий.
Сказкотерапия является эффективным инструментом в реабилитации людей с ментальными нарушениями, она позволяет корректировать как психологические, так и социальные аспекты их жизни, способствуя общей гармонизации внутреннего мира и укреплению социальных связей.